Интеллектуально-художественный журнал 'Дикое поле. Донецкий проект' ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"

Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.

Сегодня пятница, 20 апреля, 2018 год

Жизнь прожить - не поле перейти
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала

ПОЛЕ
Выпуски журнала
Литературный каталог
Заметки современника
Референдум
Библиотека
Поле

ПОИСКИ
Быстрый поиск

Расширенный поиск
Структура
Авторы
Герои
География
Поиски

НАХОДКИ
Авторы проекта
Кто рядом
Афиша
РЕКЛАМА


Яндекс цитирования



   
«ДИКОЕ ПОЛЕ» № 15, 2010 - РЫБЫ

Борисов Игорь
Украина
МАРИУПОЛЬ

Город Блока



Учитель русского языка и литературы, Георгий Иванович Баранец, причесал усы, поправил прядь редких волос и шагнул в класс. Старый пиджак висел на нем творческим мешком, брюки колыхались на тонких ногах, туфли смотрели носками в потолок. Перед каждой фразой Георгий Иванович поднимал вверх руку и делал ею несколько поступательных движений, словно ощупывая перед собой воздух и желая убедиться в его способности пропускать звук. Когда он опустил свой острый подбородок на руки, держащие воткнутую в стол указку, на доске уже была написана тема урока: «Образ города в поэзии Александра Блока».

— Я надеюсь, уважаемые господа знают, что город и Блок — две темы, говорящие сами за себя и друг за друга, — начал Георгий Иванович. — Если Пушкин — солнце русской поэзии, а Лермонтов — честь русского народа, то Блок — это город русского пространства. Даже в звучании его фамилии заложен строительный элемент. Ибо ничего не рождается на пустом месте, тем более, — города…

В этой части своей блистательной лекции Георгий Иванович запнулся, почувствовав затылком острый взгляд. Оглянувшись, он увидел ворона, который сидел на ветке у самого окна и что-то держал в клюве. Это была маленькая толстенькая книжечка. Золотые буквы на синей обложке гласили: «Александр Блок. Город». Ворон открыл окно и шагнул в класс. Георгий Иванович хотел, было возразить: «Сюда нельзя! У нас урок!», но вместо этого, к своему удивлению, сказал: «Извините за беспокойство», после чего стал ощупывать рот, не веря ушам. А ворон положил книжечку на стол, схватил указку, замахнулся ею на учителя и закричал:

— Начинаешь говорить когда, будь уверен, что закончить возможность имеешь!

Смотрит Георгий Иванович и видит, что не ученики перед ним сидят, а дома петербургские стоят, окнами моргают и дверьми машут, а из одного подъезда выглядывает шелудивый пес. Бросился по улице бежать учитель и слышит откуда-то сверху:

— Знаешь ли ты, что мы те, от которых хоть раз в жизни надо, чтобы поднялся вихрь?

Миновал Георгий Иванович поворот и понял, что повернул не в ту сторону. В сторону серого сна последних дней зимы повернул учитель средней школы, и тяжело стало бежать ему в холодном пространстве, и ноги не слушались, и снег наполнил собой его волосы. А откуда-то снизу звучал неприятный бас:

— Пробудились в комнате мужчина и блудница, медленно очнулись среди угарной тьмы.

Прохожих не встречал Георгий Иванович на пути своем. «Не проявленным городом бегу я», — подумал учитель и тут же пожалел о несдержанности своей, ибо наполнился город лаем и ржанием, смехом и криками. Извозчик стеганул его кнутом по спине и заорал:

— А ну, кыш с дороги, жид пархатый!

Женщина с угрожающе накрашенными губами схватила Георгия Ивановича за рукав и прошептала, коснувшись ртом волосков в его ухе:

— Я незнакомка! Не желаете познакомиться?

Попробовал учитель скрыться в подворотне, но понял, что не скроешься там, где крыть нечем. Толстая баба на радостях плеснула в него из ведра помоями, которые в мгновение ока застыли на одежде причудливым узором, напоминающим пасть неизвестного животного. А небо было тяжелым, и облака шли низко, пытаясь сгладить острые выступы хищного города и успокоить Георгия Ивановича, ушедшего далеко от литературы в своем стремлении приблизиться к ней.

Ученики с удивлением смотрели на бегающего по классу учителя. Он и раньше позволял себе различные вольности, но такого, как сегодня, они еще не видели: от доски он метался к окну, от окна к двери, от двери к шкафам в конце класса. Лицо учителя раскраснелось, волосы растрепались, на лбу выступили капельки пота. Он то выкрикивал отдельные фразы, то вдруг замолкал и с опаской смотрел по сторонам. Откровенная неистовость преподавателя странным образом очаровала учеников — они сидели, не шелохнувшись, и когда он закончил, в классе установилась глубокая тишина, настолько глубокая, что было слышно дыхание выступавшего.

Это был последний урок. После того, как ученики покинули класс, Георгий Иванович еще долго сидел за столом, глядя в покрытое морозным узором окно. Так хорошо он давно себя не чувствовал: в голове проносилось множество приятных мыслей. «Русская поэзия — самая молодая в мире». «Катенька Нечаева из 10-Б чем-то напоминает Любу Менделееву». «В русской прозе скоро должно появиться что-то особенное». Ему было приятно не останавливаться ни на одной из этих мыслей, а двигаться дальше и дальше, как в студенческие времена, когда казалось, что свободе не будет конца.

Закрыв класс, Георгий Иванович бодро зашагал по опустевшему коридору. Каждый шаг властно врезался в тишину школы, и учителю казалось, что и тишина с ним заодно. Ему подумалось, что именно в тишине рождаются самые смелые мысли — мысли, способные выдержать любой шум непонимания.

Увидев молоденький снежок на крыльце школы, Георгий Иванович почему-то снова вспомнил Блока, и не «Снежную маску», как следовало бы ожидать, а стихотворение, не имеющее прямого отношения ни к зиме, ни к морозу, ни к снегу. «Миры летят. Года летят. Пустая вселенная глядит в нас мраком глаз». «И никакая она не пустая», — подумал учитель, и смело зашагал по школьному двору, осознавая всю важность своего открытия.



КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).

Поля, отмеченные * звёздочкой, необходимо заполнить!
Ваше имя*
Страна
Город*
mailto:
HTTP://
Ваш комментарий*

Осталось символов

  При полном или частичном использовании материалов ссылка на Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект" обязательна.

Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле
Development © 2005 Programilla.com
  Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12
Редакция журнала «Дикое поле»
8(062)385-49-87

Главный редактор Кораблев А.А.
Administration, Moderation Дегтярчук С.В.
Only for Administration