Интеллектуально-художественный журнал 'Дикое поле. Донецкий проект' ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"

Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.

Сегодня среда, 24 апреля, 2024 год

Жизнь прожить - не поле перейти
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала

ПОЛЕ
Выпуски журнала
Литературный каталог
Заметки современника
Референдум
Библиотека
Поле

ПОИСКИ
Быстрый поиск

Расширенный поиск
Структура
Авторы
Герои
География
Поиски

НАХОДКИ
Авторы проекта
Кто рядом
Афиша
РЕКЛАМА


Яндекс цитирования



   
«ДИКОЕ ПОЛЕ» № 11, 2007 - В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

Тараненко Елена
Украина
ДОНЕЦК

О книгах: "Прогулки по Донецку" Е.Ясенова

Добре, що я не живу в Києві.
Добре, що це була тільки примара молодості.
Добре, що я не живу у Львові.

Юрій Андрухович, «Мала інтимна урбаністика»



ДОНЕЦК:

ИНТИМНАЯ УРБАНИСТИКА

 

В качестве названия своей рецензии я неслучайно предлагаю пере- фразированный заголовок лиричной зарисовки Юрия Андруховича — «Мала інтимна урбаністика».

Книга известного донецкого журналиста Евгения Ясенова «Прогулки по Донецку» представляет собой именно такой подчеркнуто личностный, почти интимный опыт познания родного города. Во-первых, это взгляд одного прогуливающегося по городу человека, не претендующего ни на объективность критериев отбора лю- бимых мест, ни на полноту информации, ни на ее историчность, ни на «Чему учит эта книга? (почему-то основные вопросы во время презентации книги вращались именно вокруг этой давно уже проржавев- шей оси). Во-вторых, знания и историю здесь заменяют «истории», тоже очень личные, приходящие от спутника — по каждому району своего, другого, не столь- ко специально выбираемого, сколько са- мим Донецком подсказанного, а то и по- даренного. А в-третьих, главная личность здесь именно он — Донецк, как будто сам нехотя (а иногда и явно кокетничая и хва- стая) рассказывающий свои байки, истории, анекдоты.

Именно с образом говорящего Донецка, по-моему, и связана главная особенность книги Евгения Ясенова. Эта книга — мифология нашего все более и более активно мифологизирующегося города. Общеизвестно, что миф такого уровня, например, миф города или страны — знак не мертвого, устаревшего, но прямо наоборот — живого, становящегося, обрастающего живой плотью особого (а почему бы и не донецкого?) характера, фолькло- ра, собственного лица, в конце концов. По большей мере Евгений Ясенов и пытается разглядеть и набросать портрет этого странного города, при- нарядившегося в белый верх и черный низ знаменитых донецких линий, отражающегося в своих мини-копиях: характер Смолянки, лицо Кали- новки — Земли Иной, кулак Ветки, шарм Путиловки, стиль Боссе, норов Текстильщика, фантомы донецких кладбищ…

Требовать от такого мифологически-обобщающего взгляда автора точности исторических деталей, да и достоверности, скорее всего, неу- местно. Можно набросать в огород автора много заслуженных упреков в замеченных неточностях: и Василий Миронов жил не на том перекрест- ке — кварталом ошиблись; и с названием улицы Университетской и соз- данием бульвара Пушкина не совсем так дело обстояло; и Белый дом в книге-то горисполком, то облисполком; и «морда правды» — легенды и мифы Древнего Рима, а не Древней Греции; и аплодисменты дирижеру не в том месте; и несправедливо зачем-то сразу про всех донецких театралов: «Завсегдатаи, отчего то, принадлежали в основном к медицинской ин- теллигенции. Достаточно ходило технической интеллигенции, которую чистоплюи-гуманитарии привыкли обвинять в бескультурье», да и мало ли что еще…

Но это совершенно не главное. Во-первых, ощущая «неладное», несо- впадающее с моими впечатлениями и сведениями, я ринулась советовать- ся со знающими людьми — старожилами столицы Донбасса, со справочни- ками и путеводителями. Почему я не делала этого раньше? Риторический вопрос…

Как и положено настоящему публицисту, Евгений Ясенов меня, как и любого своего читателя, по-хорошему спровоцировал, увлек, заставил захотеть узнавать больше, вспоминать рассказанное и виденное в детстве, сравнивать, — и, читая, то спорить и яростно не соглашаться, то радостно и гордо кивать: «Это и я помню, слышала, знаю». Поэтому скромности авто- ра, обозначившего на презентации свой жанр как псевдо-публицистику, не разделяю. Провокативность, как известно, один из существеннейших признаков хорошей публицистики, а жанры путевых заметок, этюдов, прогулок давно известны именно как классика публицистики.

 

Вот, ребята, смотрю я на вас и думаю —

как все-таки хорошо, что мы из одного города.

Евгений Шварц, «Убить дракона»

 

Главное в этой небольшой книжечке (карманной и в этом смысле тоже очень личной, своей) для меня все-таки другое, снова возвращающее к ее мифологичности. Судя по мифологии Донецка (вспомним горняцкий характер; шахтерскую гордость; «донецким Киев не указ»; «Донецк — город не первый, но и не второй»; «Донбасс никто не ставил на колени…»;

«Через поражения и побед крушения шел к победам радостным наш род- ной «Шахтер»; «Врагам киркою по зубам…»; «Донбасс порожняк не гонит» и т. п.), этот город — подросток со всеми свойственными ему протестными комплексами. Тинэйджер, постоянно желающий что-то доказывать дру- гим, дружащий против кого то, ни к кому не поворачивающийся спиной, настороженный, презирающий любой авторитет и пафос, не доверяющий никому и при этом неимоверно нуждающийся в любви. Поэтому и девуш- ки у него — самые красивые, и роз — больше всего, и бандиты — самые глав- ные, и люди — самые трудолюбивые, кормят всех остальных, и веселиться умеют только здесь, ну и пить, соответственно, тоже… Неважно что это — хорошее или плохое, лучшее или худшее, главное — чтоб самое-самое и чтоб больше ни у кого такого не было.

Даже научные и официальные источники часто у нас пишутся с тем же задором. Например, в справочнике-путеводителе «Донецкая область» читаем: «Официальной датой рождения нашего города значится 1869 год, связанный с началом строительства металлургического завода. Но первые шахты здесь начали добывать уголь значительно раньше строительства завода, а осваивать берега Кальмиуса начали запорожские казаки еще с конца ХVII века, поэтому точный возраст нашего города еще предстоит определить». Вот так — знай наших!

И у Евгения Ясенова сразу же встречаем признание в донецком «хи- тром психологическом приеме»: «если боишься обвинений, атакуй собе- седника откровенностью. Так что уж лучше сразу признаться: ну нет у нас приличной исторической части». Такой наш ответ Чемберлену! Дальше больше, причем буквально — чем дальше в донецкие дебри, тем жестче и серьезней уже не детский протест: «в местах, куда мы идем далее, за само слово „е-мейл“ можно получить по физиономии»; прогуливать гостей го- рода рекомендуется по Университетской, «начиная именно с „зеленого“ отрезка. Им желательно и заканчивать…»; на Александровке «дело не в за- пахе шлака, витающем повсюду, — дело в неосязаемых молекулах задорной агрессии»; «малодушие на Ветке — хуже, чем смерть»; кто на Калиновке «не был обманут ни разу, тот не знает жизнь»; на Путиловке «путешествие по поселку гарантировало приключение, по сравнению с которым „Выход дракона“ Брюса Ли — просто драка подушками». А «дух Смолянки — это чувство локтя, помноженное на коллективный разум. Это готовность объ- единиться ради общего дела и совершить его по-житейски мудро», — эта ода инкорпорированности мне особенно симпатична как уроженке этой самой Смолянки, хотя и «пример того, как надо „делать всех“, показали мальчишки поселка Путиловка. В 1971 году они победили в знаменитом Всесоюзном турнире „Кожаный мяч“. А ведь „футбол в Донецке — больше, чем культ, это — коллективное безумие“.

И ничего не меняется от юзовских и сталинских до самых ново- донецких времен — главной задачей остается „сделать всех“. Новые време- на — новые легенды и мифы, но про то же: „Говорят, один донецкий набоб недавно побывал в Париже и, увидев 59-этажную башню Монпарнас, сказал: „Хочу!“ Через 5 лет, не сомневайтесь, у нас будет своя башня Монпарнас: Донбасс порожняк не гонит“. И, наверное, именно потому вполне верится, что на стене одного из донецких кладбищ можно прочитать надпись „Мы за Януко…“ Кто писал, почему не дописано?», — грустно шутит автор донецких прогулок.

Кстати, многие шутки книги тоже понятны, скорее, только дончанам. Ну, что-то типа «Вдоль ровных, как Пиккадилли, улиц Александровки стали возникать строения, называемые на чистейшем британском наречии — hibara»; «Слова Дегтярева, как известно, обладали волшебной силой — куда там Мерлину!»; «Раньше на бульваре Пушкина был „Рыбак и охотник“, а сейчас — остался один Рыбак» или «О ком еще с трибуны областного совета один региональный руководитель мог сказать почти всерьез: „Каждое второе яйцо в области — это яйцо Звягильского“?» Так что книжечка прогулок — еще и проверка, своеобразный мифологический код, маркировка «своих» в отличие от «чужих», которые не все поймут, да им, может, и не нужно, раз не очень интересно. Снова вспоминается дет- ское «Не очень-то и хотелось», но ведь «Донецк — не Киев, донецким Киев не указ»…

И вообще: «Зато, как говорится в известном анекдоте про армянское радио, у нас самые красивые в мире женщины. Будем отличаться от про- чих городов именно этим, а не какими-то там каналами с гондолами. Из- вините за выражение».

На волне такого юношески-полемического задора и самая мифоло- гическая глава книги Евгения Ясенова — о прямых британских корнях Юзовки-Донецка, о непосредственных (прямо с детской непосредствен- ностью) соответствиях Лондона и Донецка, — выглядит вполне логично и представимо.

Ведь если всерьез, то абсолютной правдой звучат слова этого пост- скриптума: «Это постоянный, невидимый глазу нерв. Это взгляды испод- лобья. Это серьезный человек, делающий предложения, от которых невоз- можно отказаться. Это пассионарные этнопартизаны. Это Донецк, пацан! This is London, buddy!»

Я родной город всегда воспринимала именно таким — задиристым подростком, знающим меру шутке и серьезу (иногда он до страшного, до мрачности и беспросветности серьезен), и мне показалось, что мое ощу- щение совпало с общим настроением «Прогулок по Донецку», подтверди- лось его многими картинами и историями, за что автору особая донецкая искренняя благодарность.

 



КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).

Поля, отмеченные * звёздочкой, необходимо заполнить!
Ваше имя*
Страна
Город*
mailto:
HTTP://
Ваш комментарий*

Осталось символов

  При полном или частичном использовании материалов ссылка на Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект" обязательна.

Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле
Development © 2005 Programilla.com
  Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12
Редакция журнала «Дикое поле»
8(062)385-49-87

Главный редактор Кораблев А.А.
Administration, Moderation Дегтярчук С.В.
Only for Administration