Интеллектуально-художественный журнал 'Дикое поле. Донецкий проект' ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"

Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.

Сегодня четверг, 25 апреля, 2024 год

Жизнь прожить - не поле перейти
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала

ПОЛЕ
Выпуски журнала
Литературный каталог
Заметки современника
Референдум
Библиотека
Поле

ПОИСКИ
Быстрый поиск

Расширенный поиск
Структура
Авторы
Герои
География
Поиски

НАХОДКИ
Авторы проекта
Кто рядом
Афиша
РЕКЛАМА


Яндекс цитирования



   
«ДИКОЕ ПОЛЕ» № 10, 2006 - В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

Красиков Михаил
Украина
ХАРЬКОВ

Этот ливень - счастливень, моливень...



Слава Богу, в нашей стране, пусть и не самой демократичной в мире, каждый имеет право избирать и быть избранным. Воспользовался этим правом и гр. Бондаренко, предложив своим читателям «Новоизбранное» с весьма эффектным и удивительным по скромности названием «СНГений». Что ж, теперь читатели могут воспользоваться своим законным правом и избрать или не избрать автора в собеседники.

Полагаю, что те, кому в дремучем детстве крупный лесной зверь не наступил на ухо, с поэтом непременно встретятся, ибо стихи Станислава — фонетическое пиршество:

 

Этот ливень — счастливень, моливень,

Эти руки — поруки во мгле.

А могли, а могли, а могли ведь

разминуться на этой Земле.

 

Читатель, ценящий в поэзии Поэзию, с такими строчками никак не разминется, потому что не холодное трюкачество перед нами, а живое человеческое чувство.

Мастер звукописи, король аллитераций и ассонансов (кириллицу улиц уча; важнеют, варежку разинув; в дыму колыба колебалась), любитель составных (точных!) рифм (те ли нивы — все ленивы) и неологизмов (нежная жень — шеньщина, обалдевочки, что ни день — вырождень двуногого стада…), творец афоризмов (самое главное на Земле говорится шепотом…; как пoшло время пошлo!), перелицовщик идиом (Несем потери! Носим повсеместно.; Твой путь — из варяг до ворюг), то и дело раскурочивающий, как 5летний пацан, привычные словечки (Я сам — из дат) — Стас не просто освежает языковое восприятие мира, разрушая словесные штампы, но — прочищает мозги и «выполаскивает» душу.

Лев Толстой, помнится, както написал своему закадычному другу Афанасию Фету, что ему больше по душе рожёные стихи, т. е. как бы выдохнутые на одном дыхании, когда нет ни малейшего намека на «сделанность». У Бондаренко достаточно стихов «сделанных» (да и как может быть иначе у человека, увлекающего палиндромами?) — небесталанных, остроумных, почти всегда интересных в том или ином отношении. Но, к счастью, есть у него и стихи «роженые» — такие как «Ливень», «Старый свитер», «Опыт шепота», «Ждала меня», «Возвращение» и некоторые другие.

Стихотворение «Старый свитер» написано в 1978 г. — через четыре года после знаменитой кузнецовской «Гимнастерки». Можем не гадать, был ли известен тогда молодому поэту стих Ю.Кузнецова. Важно другое. В обоих произведениях запах работает как «машина времени».

У Ю. Кузнецова:

 

Она вдыхала дым живой,

К угрюмым складкам прижималась,

Она опять была женой,

Как часто это повторялось!

 

Годами снился этот дым,

Она дышала этим дымом —

И ядовитым, и родным,

Уже почти неуловимым.

 

У С. Бондаренко:

 

Постираю свитер голубой,

пахнущий тобой и пасторалью,

той, что мы прожили — не сыграли, —

старый свитер, пахнущий тобой.

<…>

В нем еще живут дымы костров.

Память глубока у этой вещи,

помнит согревающихся вместе

старый свитер, послуживший срок.

 

Но сколь разны финалы! У Кузнецова стирка равнозначна утрате памяти — пусть не для солдатской вдовы, но для следующего поколения (хотя проблема тут шире: ценности одних людей не обязательно являются ценностями для других):

 

… Хозяйка юная вошла,

Пока старуха вспоминала,

Углы от пыли обмела

И — гимнастерку постирала.

 

У Бондаренко стирка лишь обостряет воспоминания о былом счастье, и конец стихотворения звучит как «песнь торжествующей любви»:

 

Окунаю. Все берет вода:

пыль отстанет, запахи утонут,

но невыводимы чистота

взгляда и касаний нежный омут…

Истечет распятьем за три дня, —

так запрячу, что навек забуду!..

Только вот душа, как будто губка,

вся тобой пропитана до дна.

 

Здесь, как и в названных выше лирических произведениях Станислава, Любовь воспевается как сила, способная преодолевать Время, обстоятельства, условности… Может быть, потому, что только она делает нас причастными Вечности.



КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).

Поля, отмеченные * звёздочкой, необходимо заполнить!
Ваше имя*
Страна
Город*
mailto:
HTTP://
Ваш комментарий*

Осталось символов

  При полном или частичном использовании материалов ссылка на Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект" обязательна.

Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле
Development © 2005 Programilla.com
  Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12
Редакция журнала «Дикое поле»
8(062)385-49-87

Главный редактор Кораблев А.А.
Administration, Moderation Дегтярчук С.В.
Only for Administration